16 июня полуторачасовая утренняя беседа (именуемая студентами как «лекция») в киноконцертном зале оздоровительного комплекса «Дагомыс» началась с очередного напоминания о пересадке на центральные сидения, поздравления города Сочи с днём рождения и традиционной переклички. В «столь раннее» утро (10 часов), к сожалению, не все отряды могут пересилить себя и вовремя добраться до зала, но большинство, что радует, уже заняли свои места. Командиры отрядов строятся у края сцены для того, чтобы с гордостью озвучить имена и фамилии тех счастливчиков, которых за те или иные заслуги в «Славянском содружестве» следует занести в «Золотую книгу имён «Славянки».
Только после всех организационных мероприятий озвучена тема лекции – «Лидер, проблема самореализации». Объявлены специалисты, готовые ответить на каждый каверзный вопрос пытливой молодёжи. Это Ходусов Александр Николаевич, профессор Курского государственного университета, доктор педагогических наук, Сазонова Наталья Павловна, заведующая кафедрой по связям с общественностью Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, и Фришман Ирина Игоревна, заместитель директора научно-практического центра Международного союза детских общественных объединений.
С первых минут беседы – предложение относиться к студенческому самоуправлению всерьёз и никак не в шутку. Средством для достижения поставленной цели призвана стать заинтересованность в общем деле как преподавателей, так и, а это главное, студентов. Лидер должен быть центром коллектива, но не наблюдателем за ним. «Коллектив идёт с тем, с кем получится дело, - уточняет Александр Николаевич. – Единственное, лидерами становятся либо по потребности, либо по ситуации, либо по требованию. Лучше всего возглавлять коллектив, конечно, по собственному желанию».
От студенчества поступает такой вопрос: лидером рождаются или становятся?
- Существует мнение, - отвечает Александр Николаевич, - что в человеке уживаются как биогенетические особенности, так и социогенетические (общительность, как пример), и очень важно при помощи самореализации развивать и то, и другое.
- Как вы оцениваете трудоустройство лидеров студенческого самоуправления после окончания учёбы?
- Безусловно, нужна постепенная подготовка, - признаётся Наталья Павловна. – Да и управлять надо тем, в чём разбираетесь, чтобы потом было легче. Важен и личностный рост (по принципу «я хочу, я могу, я делаю»). Не может быть человека, который не хотел бы что-нибудь делать.
- Как бороться с информационной блокадой?
- Борьба – дело не конструктивное. Мы изобретаем проблемы, которые сами же потом и решаем, - мудро замечает Ирина Игоревна. – Можно прийти и попросить какие-либо средства для достижения целей, а можно прийти и ПРЕДЛОЖИТЬ их.
- Как бороться с намеренным уничтожением студсоветов ректоратом?
- Уровень борьбы студенты всегда найдут сами, - говорит Наталья Павловна. – К тому же, лидер должен нести ответственность за то, что говорит и обещает. Тогда и проблем будет меньше. И запомните, лидером может быть любой человек не только творческой, но и духовной направленности.
- Есть ли предел возможностям лидера?
Отвечает Наталья Павловна:
- Я – оптимист в этом плане. Считаю, что у человека нет потолка.
- Потолок есть, - добавляет Ирина Игоревна. – Но он у всех разный. Мне это напоминает изобретение ракеты. То есть, обычно всё летает по воздуху горизонтально, но додумались же изобрести такую вещь, которая летит и вертикально. Кому как удобнее.
- А как бороться с давлением коллектива и конкуренцией между вузами?
- Действие рождает противодействие. Выход из такой ситуации один – позитивный компромисс, - утверждает Ирина Игоревна. – А насчёт конкуренции отвечу так: пока есть вузы, есть и конкуренция.
Одним из последних вопросов становится вопрос о невыполнении лидером своих обязанностей, на что Александр Николаевич отвечает:
- Избрали лидера, не оправдал себя, переизбрали.
Как видите, всё просто, и всё зависит только от нас самих. Стремитесь к совершенству!
Автор: Екатерина Котова
16/06/2007