Два дня «Славянского содружества» прошло. Грустно? Однозначно. Однако есть и повод для радости. На третий день, 15 июня, наконец-то стартовал конкурс «Лидер студенческого самоуправления».
…Выбежали из конференц-зала. Что делать? Куда идти? Заполошный журналист и не менее заполошный фотограф остановились в растерянности. К стыду своему, признали: конференцию-открытие слушали плохо и о Всероссийском конкурсе имеем весьма туманное представление. Методом научного тыка выбрали для изысканий зал № 2…
Здесь идет защита проектов лидеров студенческого самоуправления. На двери – строгий регламент. 11:30-11:40, 11:40-11-50, 11:50-12:00… Да-да, на каждого участника только по десять минут. Пять из них – на рассказ конкурсанта, пять – на вопросы жюри и зрителей. Все. А вы смогли бы уложиться?
Внутри – вполне рабочая атмосфера. На лицах жюри – строгость, в руках у «публики» - блокноты (в которые ребята, правда, не спешат что-либо записывать), а участники… Участники почти не волнуются. Первый проект криками и оглушительными аплодисментами поддержал бы, наверное, каждый, кто бывал в «Содружестве». Это любимая всеми славянами игра «Communication». Представляет ее Владимир Гойдин, студент железногорского филиала Курского института менеджмента, экономики и бизнеса.
- Почему об игре рассказывает не курский студент? Дело в том, что проект достаточно развился и «оторвался» от своей родины, – поясняет Владимир.
– Я же занимался продвижением «Communication» в Железногорске.
О своем (и МЭБИКа) детище Володя рассказывал долго и проникновенно. Через пять минут жюри пришлось оборвать юношу. Посыпались вопросы:
- Уточните вашу роль в создании проекта? Ваша оценка его проведения?...
Наконец, испытание окончено.
- Считаю, что выступил «четверку», - делится Владимир с корреспондентом «Летописи». – Думаю, сегодняшний день принесет мне хороший опыт. Во-первых, я понял, что время летит быстро. А во-вторых, надеюсь не без пользы для себя послушать других участников, пообщаться с ними.
Одной из самых ярких защит стала защита Игоря Чаукина из Воронежского государственного университета. Как эмоционально, с каким задором рассказывал юноша о проекте «Студенческая палата»!
- У нас есть проблема: очень много студентов занимается научной работой. Проект представляет и защищает интересы таких учащихся два раза в год… … … в зимнюю и летнюю сессию, - докладывал Игорь.
Ну ладно, опустим наши злобные журналистские ядовитости. Ведь «Студенческая палата» - дело нужное и интересное: в этом убедились все присутствующие в зале.
- В ВГУ сильнейшая команда КВН, огромное студенческое научное общество, много спортсменов, - объяснял конкурсант.
– Участники всех этих организаций нередко уезжают на конференции, игры, соревнования и пропускают много занятий. Мы помогаем им сдать экзамены, применяя самые разные меры: от продления сессии до замены преподавателя. (Эх, в наш бы вуз да «Студенческую палату»! – авт.)
После того, как конкурсант «отстрелялся», мы не удержались от логичного вопроса:
- Ты так страстно рассказывал о проекте! Похоже, проблемы, которые он затрагивает, коснулись и тебя…
- Верно подмечено! Я десяток, пожалуй, раз был на грани отчисления. И виной этому – не лень, а научная деятельность и активная жизненная позиция. Постоянно пропадаю на конференциях в разных городах, поэтому во время сессии приходится нелегко. Но трудности окупаются с лихвой: сдаю на четверки и пятерки. Правда, программу, которую однокурсники изучают весь семестр, приходится штудировать за 3 дня.
…А тем временем перед залом № 1 толпилась кучка участников – вернее, участниц конкурса. Внутри вовсю шла защита моделей ССУ, но девушкам приходилось ждать за дверью. Таковы правила: пока не выступил сам, конкурентов слушать нельзя.
- Волнуемся? – отвечает на вопрос журналиста одна из конкурсанток. – Еще бы!
- Сейчас, конечно, не дрожу, и руки не трясутся, но когда я зайду ТУДА… - участница под номером 5 бросает выразительный взгляд на застекленную дверь зала, и все становится ясно.
Странно, но здесь царит совершенно другая атмосфера. Хотя жюри гораздо более доброжелательно, многие участники волнуются, запинаются, забывают слова. Подводит техника. Уж сколько раз твердили миру, что на нее – эту самую технику – надеяться не стоит. Однако, однако… Вот у одной из конкурсанток не открылась заранее подготовленная презентация. А во время выступления другой с грохотом падает доска, на которой девушка рисовала модель ССУ своего вуза.
Впрочем, не будем о грустном. Ведь не обошлось и без приятных открытий. Главное из них звучит примерно так: студенческое самоуправление необыкновенно разнообразно. Осуществлять демократию в вузе могут не только студсоветы, но и профкомы, старостаты. Пожалуй, самым оригинальным взглядом на ССУ стал взгляд Ольги Нажалкиной из чебоксарского филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.
- У нас в филиале существует факультет экономики и менеджмента, - рассказала нам Оля. – Он предлагает очень много специальностей, связанных с туризмом. Именно поэтому 9 лет назад студенты и преподаватели решили, что нужно лучше изучить культуру, язык, историю других народов. Так появилась учебная лаборатория «Национальные клубы».
Всего в Олином вузе 13 клубов. Каждый из них не просто изучает ту или иную страну, но… живет ее жизнью. Даже отмечает национальные праздники.
- Это действительно интересно, – улыбается девушка. – Хеллоуин, например, отмечает почти весь вуз. Придумываем себе костюмы, выбираем команду студентов, которые бегают по кабинетам, пугают учащихся и преподавателей, раздают конфеты. Также обязательно рассказываем об истории того или иного праздника, готовим национальные песни и танцы.
…Наконец, первый конкурсный день был окончен. Толпа участников с радостным гиком понеслась обедать, а жюри еще долго размахивало руками и спорило, кто из ребят лучше. Несколько вопросов мы задали Александру Горепекину: он оценивал проекты студенческого самоуправления.
- Как вам участники?
- Ребята хорошие, но не все хорошо. Во-первых, очень многие, работая над своим проектом, не учитывают опыт других учебных заведений. То есть, сами того не подозревая, повторяют чьи-то идеи. Во-вторых, если мы говорим о лидере студенческого самоуправления, он должен быть уверенным в себе, активным. Не все участники смогли показать подобные качества.
- По каким критериям оценивали ребят?
В первую очередь, учитывается креатив, тот самый талант убедить в своей правоте, повести за собой. Мы прекрасно понимаем, что на данный момент в не обязательно изобретать что-то супер-новое в области ССУ. Гораздо важнее умение апробировать существующие модели, приспособить их непосредственным реалиям вуза. Кроме того, основными критериями оценки являются знания конкурсанта и мотивация: для чего он это делает.
P.S.: у конкурса «Лидер Студенческого самоуправления» есть и третья часть - дискуссия. Однако прорваться туда ни журналисту, ни фотографу «Летописи» не удалось. Сработал закон «ноль-ноль»: «опоздунов» в дискуссионный зал не пустили. Посему будьте пунктуальны, дорогие славяне, и следите за следующими выпусками газеты.
_____________________ Автор: Елена Кузнецова
16/06/2007