Одной из 8 лучших ризнана модель МГТУ им. Баумана. Ее поддержали как участники круглого стола, так и эксперты. Мы решили поговорить с Ильей Андросовым, студентом этого вуза.
Ольга: Поздравляю со столь успешной работой. Скажи, наверное, есть что-то особенное в вашем проекте, благодаря чему он всем так понравился и запомнился?
Илья: (председатель студенческого совета факультета БМТ МГТУ). В нашей моделе первична концепция, идея. Структура вторична, она, в общем - то, такая же, как и везде. Структура, процедура выборов и прочее - это метод.
Идея заключается в том, что мы не отходим от сложившейся традиции подготовки специалистов, действуем в ее рамках. Изначально цель: содействовать преподавателям в подготовке профессиональных кадров. Сверху цель, вокруг которой все вращается.
Ольга: Расскажи все-таки об общей структуре самоуправления в МГТУ.
Илья: Существует общее собрание факультета, 1 раз в семестр там принимается план работы на семестр, 1 раз в 2 года выбирается председатель студенческого совета и главы комитетов, среди которых: научный, информационный, культурно-массовый и другие.
Ольга: Каковы пути взаимодействия самоуправления с органами управления вашего ВУЗа?
Илья: Главное здесь то, что нельзя воевать с ректоратом и навязывать свое мнение. В ректорате МГТУ великие ученые, учебный процесс - их сфера деятельности. Мы можем высказать свое мнение, но не должны влиять на то или иное принятие решения. Если уровнять в правах студентов и преподавателей, не исчезнет ли цель обучения в университете? Переразвитие структуры самоуправления в данном направлении может привести к тому, что преподаватели станут бояться предъявлять высокие требования к уровню подготовленности студентов, бояться ставить плохие оценки.
Ольга: Если главное в университете учеба, а ею занимается ректорат, есть ли смысл в существовании самоуправления?
Илья: Все очень просто: Оно должно заниматься тем, что не в сфере ректората. Студ. совет как таковой позволяет реализовать студентам те научные моменты, до которых часто не доходят руки, а также в рамках учебы предложить новые идеи.
Ольга: Получается, что члены студсовета - своеобразные помощники педагогического состава?
Илья: Да, они осуществляют взаимодействие с администрацией, помогая во многих сферах.
Ольга: Многие молодые люди совершенно не интересуются, ничего не знают и не хотят знать о самоуправлении. Как с этим бороться и стоит ли?
Илья: Действительно, проблема пассивности существует. Но зачастую многие просто не знают, чего они хотят. Всегда есть инертные люди, не стоит кого-то насильно заставлять что-то делать. А у остальных есть возможность найти единомышленников и получить поддержку своих проектов.
Ольга: Какая из задач самоуправления, по вашему мнению, одна из самых главных.
Илья: В нашем вузе одной из основных задач является повышение успеваемости. Естественно, что всегда есть предметы, в которых разбираются очень немногие. Поэтому те, у кого нет проблем, на общественных началах проводят консультационную работу с неуспевающими. Поэтому вполне логично, что возникает определенное разбиение актива по сферам интересов. Например, студенты, интересующиеся политикой, занимаются организацией и проведением выборов органов студенческого самоуправления.
Ольга: Как вы считаете, заинтересовано ли государство в существовании студенческого самоуправления?
Илья: Безусловно, заинтересовано. Самоуправление дает человеку опыт организаторской работы и учит управлять не только людьми, но и самим собой. И конечно, важна отдача от деятельности, знание, что твои действия могут изменить жизнь других людей. Именно в вузах, в системе профессионального образования человек получает опыт, необходимый для дальнейшего развития его как гражданина, как жителя демократического государства.
_____________________ Автор: Ольга Гадицкая
20/06/2006