Ленивые, заспанные, хмурые пришли славяне на лекцию Ирины Игоревны Фришман "Организация коллективно-творческой деятельности. Технология команда образования". Некоторые отряды в кинозале отсутствовали полностью, другие уселись в кресла поглубже с твердым намерением досмотреть ночные сновидения. Однако уже через несколько минут зрителей было не узнать: равнодушие в глазах сменилось живым интересом. "Ребята, быстрей сюда, тут просто СУПЕР!" - призванные звонками друзей, подтянулись и те, кто сначала занятие решил проигнорировать.
Доктор педагогических наук, профессор, автор всероссийски известного проекта "Игра - дело серьезное!", Ирина Игоревна Фришман в который раз доказала, что непринужденная форма общения с залом не только не мешает учебному процессу, но и многократно увеличивает его эффективность .Снова поразив славян талантом чувствовать аудиторию, Ирина Игоревна с первых минут включила спящих зрителей в интереснейший творческий процесс. Лекция представляла собой прямое взаимодействие с залом. Началось оно с того, что Ирина Игоревна попросила подняться на сцену представителей каждого отряда и провела мини-исследование общественного мнения.
С помощью этой тест-группы Ирина Игоревна пыталась выяснить приоритеты студенческой аудитории в образовании и командной деятельности. Неожиданно форма определила лейтмотив занятия. Абсолютное большинство ребят ответило, что учеба для них - получение информации. Поэтому дальше лекция проходила в ненавязчивой полемике лектора с залом. Ирина Игоревна пыталась убедить студентов, что главное в образовании и учебе - все-таки не количество информации, а способность творчески ее переосмыслить, умелое использование своих знаний.
Настоящим открытием для зрителей стала презентация профессором форума-театра. Эта форма работы, заимствованная у испанцев, обеспечивает уникальную возможность для взаимодействия актеров и зрителей, высокую степень вовлеченности аудитории в эмоциональную и интеллектуальную работу
Происходившее сегодня на сцене пересказу не поддается. Актеры из "Маленького театрика", "Дома клоуна", "Ты слышишь?", "Театра толстых" показали высочайший уровень мастерства. "Ребята, я плакала!" - так оценила игру актеров, построенную во многом на экспромте, профессиональный режиссер, Людмила Владимировна Мусатова. Однако эмоции зрителей игре актеров по силе не уступали. Легко включался зал и в дискуссию. Каждый высказывал свое понимание того, что происходило на сцене. Ребятам предлагалось интерпретировать миниатюры как человеческие чувства. Актеры изображали размышление, одиночество, удивление, доверие, радость. Славяне увидели за их игрой еще множество других оттенков: боль, ностальгии, восторг, ответственность. Самым неоднозначным с точки зрения зрителского восприятия стала миниатюра "Театра толстых", изображающая удивление. Звучали варианты агрессии, надежды, неуверенность… Зрители подошли в разгадке заложенного в миниатюру смысла очень близко, но до сути все же не добрались. Сама актеры из отряда "Горынычи" расценили это как свою недоработку. Однако Ирина Игоревна объяснила коллективу, что в таком разноплановом восприятии, в полете зрительской фантазии и заключается вся прелесть форума-театра как формы коллективной деятельности. Два последних чувства в игровой форме представили на сцене уже сами зрители.
Собственно лекция, то есть теоретическая часть, началась только в конце занятия. Ирина Игоревна подвела итоги, определив основные характеристики слаженной команды и составляющие ее успеха. Особенный акцент сделала она на необходимости движения вперед, смене деятельности и возможность проявить себя в разных качествах. Были затронуты и способы релаксации. "Отдыхать можно и на лекциях!" - сказала профессор. И зал с ней полностью согласился.
_____________________ Автор: Наталия Губарев
16/06/2006